FSK Logo
Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости 2015
EN

Антикоррупционная деятельность

Основные принципы и задачи антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика является элементом системы внутреннего контроля и управления рисками (СВК и УР) ПАО «ФСК ЕЭС», предусматривающей комплекс мер, направленных на недопущение коррупции, снижающих риск нанесения Компании прямого материального ущерба, репутационных рисков и рисков применения к ФСК мер ответственности за подкуп должностных лиц.

В связи с изменениями антикоррупционного законодательства, а также присоединением ПАО «ФСК ЕЭС» к Антикоррупционной хартии российского бизнеса в рамках работ по совершенствованию антикоррупционной деятельности разработана новая редакция Антикоррупционной политики ПАО «ФСК ЕЭС», которая утверждена Советом директоров Компании в 2015 году.

Антикоррупционная политика описывает комплекс взаимосвязанных процедур и конкретных мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в Компании и направлена на реализацию требований пункта 260 Кодекса корпоративного управления в части определения мер по формированию элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупции.

Антикоррупционная политика действует в Компании с 2012 года. Новая редакция утверждена в 2015 году.

Управление антикоррупционной деятельностью

Реализация Антикоррупционной политики ФСК базируется на следующих принципах:

  • соответствие действующему законодательству и общепринятым нормам;
  • неприятие коррупции в любых ее формах и прояв- лениях, что означает полный запрет для руководителей, работников, а также иных лиц, действующих от имени организации и/или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое-либо посредничество участвовать в коррупционных действиях;
  • личный пример руководства при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
  • соблюдение законных прав и интересов, защита деловой репутации работников, партнеров, контрагентов Компании, а также соблюдение режима коммерческой тайны при осуществлении антикоррупционных мероприятий;
  • регулярное информирование и вовлечение работников в формирование и реализацию стандартов и процедур;
  • открытость ведения бизнеса: информирование партнеров, контрагентов и общественности о принятых в Компании антикоррупционных стандартах;
  • ответственность и неотвратимость наказания для работников Компании, несмотря на их должности и срок работы в Компании, за осуществление коррупционной деятельности;
  • проведение эффективных антикоррупционных процедур, которые обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат;
  • постоянное выявление и оценка значимости коррупционных рисков, характерных для деятельности Общества, с учетом стратегических планов его развития;
  • наличие системы и регулярная оценка эффективности антикоррупционных контрольных процедур, направленных на минимизацию коррупционных рисков; процедуры являются прозрачными, понятными, выполнимыми и соразмерны выявленным коррупционным рискам;
  • тщательная проверка контрагентов для минимизации репутационных, финансовых и операционных рисков, вызванных взаимодействием с ними;
  • постоянный мониторинг и регулярный контроль оценки соблюдения руководителями и работниками антикоррупционных процедур.G4-DMA

Задачами Антикоррупционной политики ФСК являются:

  • реализация требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • осуществление комплаенс-контроля, включая антикоррупционный комплаенс-контроль;
  • создание эффективного правового механизма по профилактике и противодействию коррупции;
  • создание эффективного практического механизма реализации мер по профилактике и противодействию коррупции (включая утверждение программы антикоррупционных мероприятий);
  • совершенствование нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции и взаимодействие с государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы противодействия коррупции;
  • предупреждение коррупционных правонарушений, обеспечение ответственности за коррупционные и иные правонарушения;
  • формирование у акционеров, партнеров, контрагентов, членов органов управления и контроля, работников единообразного понимания позиции Общества о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
  • минимизация риска вовлечения Общества в коррупционную деятельность;
  • формирование антикоррупционного корпоративного сознания.

Реализация антикоррупционной политики

В 2015 году система реализации Антикоррупционной политики ФСК получила дальнейшее развитие по ряду направлений.

Направления реализации антикоррупционной политики в 2015 году

Совершенствование системы управления антикоррупционной деятельностью ФСК

В структуру системы управления антикоррупционной деятельностью включен Комитет по аудиту Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС».

Развитие нормативной базы

В целях минимизации риска коррупционных проявлений при обмене деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, а также проведения комплекса мер, предусмотренных требованиями Постановления Правительства России от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»:
  • приказом ПАО «ФСК ЕЭС» от 26.08.2015 № 347 утверждено «Положение об обмене деловыми подарками, о сообщении работниками исполнительного аппарата ПАО «ФСК ЕЭС» о получении делового подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»;
  • утверждены соответствующе Положения Филиалов и ДО Компании;
  • созданы Рабочие комиссии исполнительного аппарата и филиалов ПАО «ФСК ЕЭС» по принятию решения о необходимости реализации или иного использования деловых подарков для обеспечения деятельности Общества.
В соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 года № 285-ФЗ «О внесении изменений...» внесены изменения в приказ ПАО «ФСК ЕЭС» от 25.04.2014 № 207 «Об утверждении Положения об урегулировании конфликта интересов» G4-41.

Участие Общества в коллективных инициативах по противодействию и профилактике коррупции (G4-15)

В соответствии с Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013, одной из мер по предупреждению коррупции является участие в коллективных инициативах по противодействию и профилактике коррупции. В рамках реализации указанных требований в 2015 году ПАО «ФСК ЕЭС» присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнеса и включена в Сводный реестр участников Хартии (Свидетельство от 13.03.2015 № 2041). Торжественная церемония вручения Свидетельства о присоединении к Антикоррупционной хартии состоялась в рамках Международной научно-практической конференции «Партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции», организованной Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Международной антикоррупционной академией. Антикоррупционная хартия российского бизнеса предусматривает внедрение организацией в практику корпоративного управления антикоррупционной программы и иных мер антикоррупционной и корпоративной политики, направленных на защиту интересов предпринимательства, ведение честного и открытого бизнеса. Присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса требует от компаний-участников общественного подтверждения выполнения ее принципов.

Повышение квалификации сотрудников G4-SO4

Законодательство и практика антикоррупционной деятельности в настоящее время активно развивается. Сотрудники Департамента операционного контроллинга и комплаенс-процедур (ДОКиКП) регулярно актуализируют профессиональные знания и совершенствуют навыки работы, что позволило руководству ДОКиКП войти в Экспертный совет Торгово-Промышленной Палаты РФ по вопросам противодействия коррупции G4-16. В 2015 году сотрудники ДОКиКП прошли повышение квалификации по следующим направлениям:
  • выполнение требований российского и международного законодательства в области противодействия коррупции в организации;
  • выполнение требований и практика применения российского законодательства в области закупочной деятельности;
  • внутренний аудит и борьба с мошенничеством (в целях совершенствования знаний и навыков сотрудников, принимающих участие в проверках финансово-хозяйственной деятельности ФСК).
  • создание системы комплаенс-контроля и управления коррупционными рисками;
  • контроллинг и риск-менеджмент;
  • реализация Антикоррупционной политики организации как комплекса взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
  • создание системы комплаенс-контроля и управление комплаенс-рисками.
Проведен ряд обучающих видеоконференций сотрудников Исполнительного аппарата Компании и филиалов, посвященных противодействию коррупции, обеспечению прозрачности финансово хозяйственной деятельности Компании.

Оценка эффективности реализации Антикоррупционной политики G4-SO4

В целях изучения восприятия коррупции в ПАО «ФСК ЕЭС», понимания трудовым коллективом Антикоррупционной политики Общества, а также в целях оценки эффективности ее реализации и совершенствования работы, направленной на противодействие коррупции в ПАО «ФСК ЕЭС», проведено анкетирование сотрудников. Анализ результатов анкетирования показал, что, по сравнению с предыдущим годом, число работников, оценивающих Антикоррупционную политику Общества, как эффективную, в целом по Обществу увеличилось на 3 %, а количество работников, готовых сообщить об известных им фактах коррупции - на 2% (в исполнительном аппарате оба этих показателя выросли на 7%). На 9% возросла осведомленность работников о том, куда следует обращаться в случае, если им стала известна информация о возможных фактах коррупции.

Антикоррупционный контроль

В рамках исполнения поручений Правительства РФ, направленных на обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Компании и ее филиалов, ежемесячно предоставлялся отчет с информацией о заключенных договорах с указанием всей цепочки собственников контрагентов в Минэнерго России, Росфинмониторинг и ФНС России.

Система управления антикоррупционной деятельностью

Управление коррупционными рисками

В целях осуществления риск-ориентированного подхода к реализации Антикоррупционной политики в Компании разработаны «Карта коррупционных рисков ПАО «ФСК ЕЭС» и «Матрица коррупционных рисков и антикоррупционных контрольных процедур ПАО «ФСК ЕЭС».G4-SO3

Управление коррупционными рисками обеспечивает единый интегрированный подход к мерам, направленным на эффективное решение одной из стратегических задач развития Компании — предупреждение и противодействие коррупции.

В целях минимизации коррупционных рисков в 2015 году проведены следующие антикоррупционные контрольные процедуры.

 

Контрольные процедуры, проведенные в отношении риска коррупционных проявлений при осуществлении закупочной деятельности G4-SO3:   Проведена антикоррупционная экспертиза комплектов документов по 13 846 сделкам (включая закупочные процедуры) G4-S09. Из них:
  • по 11 215 сделкам проведена экспертиза комплектов документов, поступивших от потенциальных контрагентов (участников закупочных процедур), из которых не согласованы или отправлены на доработку документы по 3 140 сделкам;
  • по 2 631 сделке проведена экспертиза комплектов документов, поступивших на ЦКК и ПДКК, из которых не согласованы или отправлены на доработку документы по 289 сделкам.
Среди нарушений, выявленных в ходе указанной экспертизы, необходимо отметить следующие:
  • несоблюдение требований по предоставлению информации о цепочке собственников контрагентов, включая конечных бенефициаров;
  • завышение рыночной стоимости земли в сфере земельно-правовых отношений при строительстве энергообъектов Компании;
  • предоставление неполного комплекта документов.
Контрольные процедуры, проведенные в отношении риска коррупционных проявлений при осуществлении благотворительной помощи G4-SO3. Проверка документов, предоставляемых для оказания благотворительной помощи, а также осуществлялся контроль использования выделенных средств 55 организациям на сумму более 48 млн. рублей
Контрольные процедуры, проведенные в отношении риска коррупционных проявлений в результате злоупотребления должностными полномочиями G4-SO3.    Проведена антикоррупционная экспертиза 6 325 организационно-распорядительных документов и их проектов в исполнительном аппарате и филиалах Компании; организовано и проведено декларирование конфликта интересов работниками управленческого состава ФСК. Проверено 5 040 деклараций. Проведена работа по выявлению признаков конфликта интересов, разрешению предконфликтных ситуаций и урегулированию конфликта интересов G4-41. осуществлялась деятельность по сбору и анализу информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение руководящих должностей и работников, замещающих руководящие должности в Компании, и членов их семей.
Контрольные процедуры, проведенные в отношении риска коррупционных проявлений при заключении договоров и исполнении договорных обязательств G4-SO3.   Контроль сделок на наличие конфликта интересов, обеспечивалось своевременное получение информации об изменениях в цепочке собственников контрагентов, а также включение в договоры Антикоррупционной оговорки и прочих обязательных условий G4-41. Осуществлялся контроль финансового обеспечения (в виде банковских гарантий) обязательств контрагентов по заключенным договорам:
  • выполнена проверка 1209 банковских гарантий на общую сумму более 40 млрд. руб. Выявлены 3 факта предоставления фальсифицированных банковских гарантий на общую сумму более 12 млн. руб.;
  • осуществлялся контроль предъявления требований об уплате денежных средств по банковским гарантиям, предъявляемых Компанией банкам-гарантам.
В связи с неисполнением контрагентами договорных обязательств в 2015 году ПАО «ФСК ЕЭС» предъявлено 293 требования на общую сумму более 22,5 млрд. руб.
Контрольные процедуры, проведенные в отношении риска коррупционных проявлений при обмене деловыми подарками и знаками делового гостеприимства G4-SO3. Мониторинг исполнения «Положения об обмене деловыми подарками, о сообщении работниками исполнительного аппарата ПАО «ФСК ЕЭС» о получении делового подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».  

Планы на 2016 год

  • Пересмотр и усовершенствование нормативных актов ПАО «ФСК ЕЭС» в сфере противодействия коррупции в соответствии с изменениями российского антикоррупционного законодательства, произошедшими в 2015 году
  • Проведение комплекса мер по урегулированию конфликта интересов в Компании, в том числе декларирование конфликта интересов, с учетом изменений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятых в 2015 году
  • Осуществление мероприятий по управлению коррупционными рисками Компании с учетом требований Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции в акционерных обществах с участием Российской Федерации, утвержденных приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) от 02.03.2016 № 80
  • Осуществление комплекса регулярных организационных, разъяснительных и иных мер по обеспечению соблюдения сотрудниками ПАО «ФСК ЕЭС» нормативных актов в сфере противодействия коррупции

Мой отчет

Страница добавлена