FSK Logo
Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости 2015
EN

Управление экономическим развитием

Работа в условиях изменения экономической конъюнктуры

Учитывая общеэкономические условия ближайших лет, ПАО «ФСК ЕЭС» ожидает продолжения ограничительной политики тарифного регулирования с переходом к установлению сетевых тарифов по принципу «инфляция минус». Одним из главных мотивов в деятельности ФСК в этих условиях является снижение операционных и инвестиционных затрат. Однако снижение затрат не должно негативно сказаться на уровне надежности и не должно привести к повышенным затратам в будущих периодах.

При курсе на снижение затрат Компания должна критически относиться к отбору инвестиционных проектов для модернизации и развития сети. Реализация ряда проектов, имеющих общегосударственное значение, в условиях сокращения затрат и ограничительной политики тарифного регулирования возможна лишь посредством дешевых источников долгосрочного финансирования. Поэтому необходимо избегать долгосрочных долговых обязательств по рыночным ставкам и обращаться к государственной поддержке.

Стагнация объема услуг и ограничительная тарифная политика даже в условиях сокращения инвестиционной программы приводят к тому, что Компании становится сложнее покрывать затраты на обслуживание долга и иные обязательные затраты и создавать прибыль акционерам. Необходимо согласовать приемлемые требования к показателям доходности капитала (ROIC), одновременно создавая внутренние условия повышения уровня показателя.

Инновационное развитие ФСК должно концентрироваться на отборе наиболее перспективных и актуальных направлений. Приоритетные направления инновационного развития указаны в программе инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС», включая разработку подстанций с высоким уровнем автоматизации управления технологическими процессами («цифровая подстанция»), цифровое проектирование, управление надежностью и активами и энергоэффективность.

Степень загрузки сетевых мощностей остается недостаточной. Она сложилась под влиянием структурных изменений в потреблении электроэнергии и отражает складывавшиеся десятилетиями принципы планирования ЕНЭС и методы обеспечения надежности. Уровень загрузки намного отстает от уровня загрузки сравнимых зарубежных компаний.

При ограничительной тарифной политике крайне важно решение вопроса с компенсацией затрат на осуществление технологического присоединения (ТП). При затратах на ТП в 2010–2014 годах около 130 млрд руб. выручка ФСК от ТП составила лишь 12 млрд руб. Частично проблема была решена в 2015 году с установлением обязательств по оплате ТП к электрическим сетям объектов атомной и гидрогенерации, однако не был закреплен порядок своевременной оплаты работ по ТП, что создает угрозу финансовому состоянию.

Общеэкономические условия предопределили как стремительный рост неплатежей части клиентов Компании, так и существенное ограничение возможностей Компании по финансированию инвестиционной программы за счет заемных средств.

В 2015 году реализованы запланированные мероприятия, направленные на решение некоторых из вышеуказанных проблем.

В инвестиционной деятельности проведена ревизия объектов, находящихся в стадии незавершенного строительства, вследствие чего предусмотрены перенос на более поздний срок либо отмена реализации ряда титулов, приняты целевые программы «Программа реновации основных фондов», «Объекты, обеспечивающие надежное электроснабжение чемпионата мира по футболу 2018 года», «Мероприятия для обеспечения надежного функционирования ЕЭС России при раздельной работе с энергосистемами стран Балтии (БРЭЛЛ)» и другие.

В операционной деятельности осуществлены организационно-штатные изменения в структурных подразделениях исполнительного аппарата ПАО «ФСК ЕЭС» и его филиалах (МЭС, ПМЭС), направленные на оптимизацию деятельности Компании. Разработаны и утверждены типовые организационные структуры и правила формирования организационных структур филиалов (МЭС, ПМЭС). Компания продолжает работу по оптимизации затрат. По результатам сравнительного анализа затрат МЭС и ПМЭС 2015 года выполнена предварительная оценка потенциала оптимизации и разрабатываются мероприятия по возможному снижению затрат в 2016 году. Компания ожидает, что сокращение удельных операционных затрат превысит заданные темпы (23%).

В области импортозамещения принят регламент реализации Программы импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем в ПАО «ФСК ЕЭС» на период 2015–2019 гг. Ранее была утверждена Методика оценки локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации.

Для улучшения взаимоотношений с потребителями и повышения прозрачности деятельности в 2014 году был сформирован Совет потребителей услуг ПАО «ФСК ЕЭС» (Совет потребителей). Совет потребителей является экспертным коллегиальным органом, представляющим интересы всех групп потребителей, общественных объединений и ассоциаций по вопросам деятельности Компании и в этом качестве послужит созданию института публичного контроля.G4-DMA

Экономическая результативность G4-EC1

Наименование показателя Сумма в 2015 г., тыс. рублей
Созданная экономическая стоимость  
Доходы 183 271 075
Распределенная экономическая стоимость 83 294 159
Операционные затраты 41 370 626
Заработная плата и другие выплаты и льготы сотрудникам 19 768 400
Выплаты поставщикам капитала 9 748 336
Выплаты государству 12 327 332
Инвестиции в сообщества 79 464
Нераспределенная экономическая стоимость 99 976 916

Инвестиционная деятельность

Основные цели инвестиционной деятельности:

  • сохранение надежности работы единой энергосистемы, необходимой для бесперебойного энергоснабжения потребителей;
  • обеспечение электроснабжения объектов, имеющих важное общегосударственное значение (мероприятия для обеспечения надежного функционирования ЕЭС России при раздельной работе с энергосистемами стран Балтии, направленные на компенсацию последствий снижения пропускной способности электрических связей ОЭС Центра — ОЭС Северо-Запада и изменение режимов работы энергокольца БРЭЛЛ, нефтепровода ВСТО, развитие электросетевой инфраструктуры на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока);
  • обеспечение бесперебойного электроснабжения при раздельной работе ЕЭС России и ЭС Республики Украины;
  • обеспечение качества и доступности услуг по передаче электроэнергии и подключению к энергосетям потребителей;
  • синхронизация программ развития с объектами генерации и распределительными сетями;
  • повышение эффективности работы магистральных сетей за счет сокращения затрат и внедрения программ энергоэффективности;
  • создание эффективной системы управления функционированием ЕНЭС, обеспечивающей повышение наблюдаемости электросетевых объектов.

Приказом Минэнерго России от 18.12.2015 № 979 утверждена корректировка инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» 2015–2019 годов, утвержденной Министерством электроэнергетики Российской Федерации в части основных характеристик на 2015 год.

При формировании корректировки ИП на 2015 год учтен комплекс мер по повышению эффективности инвестиций в соответствии с требованиями Министерства энергетики Российской Федерации по следующим направлениям:

  • закупочная деятельность, в том числе увеличение доли открытых закупок на конкурентной основе, разработка прозрачной системы выбора победителя, проработка плановой стоимости лотов,

    Объем финансирования утвержденной корректировки инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» на 2015 год составляет 102,0 млрд руб.

    централизация закупок типовых работ и материалов, реализация мер по стимулированию развития отечественных производителей и предприятий малого и среднего бизнеса;
  • работа со сметной документацией;
  • разработка и тиражирование оптимальных проектных решений на основе типовых технологических решений, в том числе анализ и определение оптимальных проектных решений, обеспечивающих минимизацию расходов на строительство и эксплуатацию объектов при соблюдении всех технических требований;
  • сокращение расходов на управление, в том числе автоматизация и оптимизация структуры управления проектами.

Динамика объема финансирования инвестиционной деятельности, млрд руб.

2011 2012 2013 2014 2015
184,7 179,9 149,7 90,9 85,9

Финансирование инвестиционной программы осуществлялось исключительно из собственных средств ПАО «ФСК ЕЭС», средства Федерального бюджета в 2015 году в Компанию не направлялись.

Корректировкой ИП на 2015 год предусмотрена реализация 60 новых объектов (в том числе 42 — проекты, связанные с технологическим присоединением, и 10 — проекты по реконструкции основных фондов) по сравнению с ранее утвержденными инвестиционными программами ПАО «ФСК ЕЭС».

Объем финансирования утвержденной корректировки инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» на 2015 год

102,0
млрд руб.

Инвестиционная программа 2016–2020 гг.G4-EU10

Объем финансирования инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» на период 2016–2020 гг. составляет 471 116,38 млн руб.

Финансовый план сформирован в условиях ограничения темпов роста тарифов и стоимости заимствований в 2015–2016 гг., превышающей установленную доходность инвестированного капитала.

Приказом Минэнерго России от 18.12.2015 № 980 утверждена инвестиционная программа ПАО «ФСК ЕЭС» на период 2016–2020 гг.

Уровень роста тарифа ограничен инфляцией и прогнозом социально-экономического развития, при этом в принятых тарифно-балансовых решениях не учтен ввод мощностей в 2014 году и далее, соответственно тарифно-балансовые решения не позволяют компенсировать растущие амортизационные отчисления Компании.

ПАО «ФСК ЕЭС», как системообразующая компания, должна быть финансово устойчивой и экономически эффективной, что предполагает безусловный рост прибыли Компании в долгосрочной перспективе. Соответственно, при ограничении роста тарифов рост издержек должен быть еще более ограничен, что означает:

  • операционные затраты не должны расти быстрее тарифного роста (задача стоит уменьшать их ежегодно на 2–3%);
  • целевой уровень финансирования ИП должен быть не выше уровня амортизации, для этого необходимо:
    — уменьшать удельные капитальные затраты;
    — ограничивать лимит инвестиционной программы
    при сохранении надежности и обеспечении реализации макропроектов в срок.

Макропроекты, финансирование которых планируется с привлечением средств Фонда национального благосостояния и средств потребителей

Развитие энергетической инфраструктуры в зоне БАМа и Транссиба

В рамках данного проекта планируется строительство и реконструкция электросетевой инфраструктуры ЕНЭС на территории регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Возводимые и реконструируемые в рамках проекта объекты электросетевой инфраструктуры имеют ключевое значение для функционирования железнодорожного хозяйства и крупных промышленных предприятий региона. Для обеспечения электрической энергией перспективных нагрузок на участках БАМа и Транссиба необходимо в совокупности инвестировать 128,33 млрд руб. в строительство и реконструкцию 21 объекта ЕНЭС.G4-EC4

В 2015 году одобрены предложения ПАО «ФСК ЕЭС» по реализации проекта в три этапа с 2016 по 2020 год.

В целях обеспечения финансирования реализации проекта ПАО «ФСК ЕЭС» направлена заявка на привлечение средств Фонда национального благосостояния в сумме 36,6 млрд руб. на возвратной основе. По состоянию на момент подготовки настоящего Отчета заявка проходит рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти.

Реализация второго и третьего этапов проекта предполагается с использованием собственных средств.

Новые объекты

В проект инвестиционной программы на 2016– 2020 гг. по сравнению с ранее утвержденными инвестиционными программами ПАО «ФСК ЕЭС» включено 188 новых объектов, из них 25 проектов ТП, 156 объектов в рамках раздела «Программа реновации основных фондов ПАО «ФСК ЕЭС».

В целом проект ИП 2016–2020 гг. оптимизирован с учетом баланса необходимости повышения надежности функционирования магистрального электросетевого комплекса для обеспечения бесперебойного энергоснабжения объектов, необходимости завершения строительства начатых в прошлые периоды электросетевых объектов и возможности обеспечения финансирования реализации новых инвестиционных проектов за счет всех источников.

Реализация инвестиционной программы обеспечит решение основных актуальных задач поддержания технического состояния ЕНЭС, в том числе общегосударственных задач обеспечения работы важнейших объектов и электроснабжения социально значимых объектов.

Описание действующих проектов по развитию ЕНЭС см. в разделе 4. Специфические направления деятельности в области устойчивого развития / Обеспечение надежности и бесперебойности работы ЕНЭС

Налоговые отчисления

Налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды ПАО «ФСК ЕЭС» в 2015 году, тыс. руб.

№ п/п Наименование налога (взноса во внебюдежетный фонд) Сумма перечисленных налогов, тыс руб Налог, тыс руб Пени, штрафы, тыс руб
  Федеральные налоги и сборы      
1 НДС 11 927 721 11 828 286 99 435
2 НДФЛ 2 524 711 2 524 709 2
3 Налог на прибыль 169 707 169 707  
4 Налог на прибыль с доходов иностранцев 5 193 5 193  
3 Водный налог 331 331  
6 Государственная пошлина 64 581 64 581  
  Региональные налоги 0    
7 Налог на имущество 6 802 280 6 802 273 7
8 Транспортный налог 32 139 32 130 9
  Местные налоги и сборы 0    
9 Земельный налог 55 170 55 107 63
10 Прочие 6 205 6 205  
11 Внебюджетные фонды, итого, в тч, 0    
12 ПФР 3 425 130 3 423 282 1 848
13 ФСС 185 694 185 672 22
14 ФФОМС 894 204 893 898 306
15 ФСС от несчастных случаев 70 707 70 694 13
  ВСЕГО 26 163 772 26 062 068 101 705

Технологическое присоединение

ПАО «ФСК ЕЭС» осуществляет передачу электрической энергии по магистральным сетям и оказывает услуги по технологическому присоединению к своей сети. Передача электрической энергии по сетям относится к видам деятельности, осуществляемым в условиях естественной монополии.

Оправдался прогноз Компании, опубликованный в Отчете за 2014 год, о снижении физического объема оплачиваемых услуг: в 2015 году величина оплачиваемой мощности составила 87,9 ГВт — это на 3 ГВт меньше объема предыдущего 2014 года. Снижение показателя мощности в 2015 году обусловлено не столько сокращением электропотребления, сколько переходом на расчет показателя объема сетевых услуг по среднеарифметической мощности. Оптимизация потребителями режимов потребления и возможное использование ими распределенных источников генерации также сдерживают рост объема сетевых услуг Компании.

Динамика мощности, оплачиваемая потребителями ПАО «ФСК ЕЭС» за период 2011–2015 гг., ГВт

См. подробнее раздел «Рыночные позиции и вклад Компании в развитие ЕЭС» Отчета за 2014 год, стр. 29.

Динамика физического объема услуг по технологическому присоединению (потребителей и генерации) в последние годы не имела выраженной тенденции. Эта динамика в значительной степени определяется инвестиционными решениями потребителей и производителей электроэнергии.

Физический объем услуг по технологическому присоединению1 в 2011–2015 гг., МВт

Динамика количества договоров оказания услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС ПАО «ФСК ЕЭС», в т. ч. прогноз на 2015–2020 гг. 2

Исходя из оценки электропотребления, объемов экспорта и импорта электроэнергии и с учетом влияния факторов, обусловливающих замедление роста электропотребления, прежде всего мероприятий по энергосбережению, Компания не ожидает значительного роста объема оплачиваемых сетевых услуг. Увеличение объема услуг в ЕЭС России в эти годы произойдет за счет ее расширения в рамках объединенной энергосистемы Юга и объединенной энергосистемы Востока (присоединение Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха).

Количество исполненных договоров по технологическому присоединению в 2015 году

Количество договоров Приращение максимальной мощности, МВт
245 8185,29

План по технологическому присоединению на 2016 год

Количество договоров Приращение максимальной мощности, МВт
304 14 043,37

Клиентоориентированность G4-PR5

С 2009 года ПАО «ФСК ЕЭС» проводит ежегодный опрос удовлетворенности клиентов по вопросу их информированности об этапах технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС» и возможности присоединения к центрам питания (о величинах свободной для ТП трансформаторной мощности), нормативно-правовых актах, регулирующих эту деятельность, возможности самостоятельно рассчитывать ориентировочную плату за ТП, осуществлять контроль исполнения ранее поданных заявок. Данный опрос помогает выявить и оптимизировать узкие места.G4-DMA

Из приведенной динамики видно, что наибольшие отличия между оценками «важности» и «удовлетворенности» выявлены по категориям «Прозрачность предварительных расчетов» и «Качество поступающей информации».

Повышение качества работы по этим направлениям — приоритет 2016 года.

См. подробнее о взаимодействии с клиентами и потребителями в разделе 3. Система управления Компанией в целях устойчивого развития > Заинтересованные стороны и механизмы взаимодействия с ними.

Динамика изменения уровня удовлетворенности клиентов за 2013–2015 гг.

1 Указана максимальная мощность по договорам технологического присоединения.
2 Изменение данных за отдельные годы по сравнению с заявленными в отчете за 2014 год обусловлено актуализацией данных о договорных отношениях и уточнением прогноза на будущие периоды.

Мой отчет

Страница добавлена