FSK Logo
Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости 2015
EN

Тарифная политика и ее прозрачность для потребителей

Основным источником доходов ПАО «ФСК ЕЭС», обеспечивающим функционирование ЕНЭС, является поступление средств от пользователей сетями за оказание услуг по передаче электрической энергии через сети ЕНЭС с обеспечением нормативного уровня потерь электрической энергии в этих сетях. Учитывая, что данный вид деятельности является монопольным, ценообразование на данный вид услуг регулируется государством и в обозримом будущем не предполагается осуществление перехода на свободные (рыночные) цены. Возможно лишь совершенствование механизма государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Государственное регулирование тарифов

Основная деятельность Компании в части оказания услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС и услуг по технологическому присоединению к ЕНЭС осуществляется в соответствии с тарифами, которые регулируются государством и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В 2015 году Федеральная служба по тарифам Российской Федерации упразднена, а функции государственного регулирования тарифов на услуги, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», переданы Федеральной антимонопольной службе.

Деятельность Компании в части оказания услуг по передаче электроэнергии по распределительным электрическим сетям (далее — объекты РСК) регулируется на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС

С 2010 года в рамках проведения мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли тарифы для ПАО «ФСК ЕЭС» на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС устанавливаются на основании метода доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование).

В 2015 году начался второй долгосрочный период регулирования.

Метод RAB-регулирования (regulatory asset base)

Для расчета тарифов на каждый год расчетного периода регулирования необходимая валовая выручка определяется путем суммирования значений возврата, дохода инвестированного капитала и величины расходов, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС. Во избежание резкого роста тарифов методологией RAB-регулирования предусмотрен механизм сглаживания, заключающийся в перераспределении необходимой валовой выручки по годам в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Приказом ФСТ России от 09.12.2014 № 297-э/3 были утверждены тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС на второй долгосрочный период регулирования 2015–2019 годов.

В соответствии с п. 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, приказом ФАС России от 29.12.2015 № 1346/15, внесены изменения в приказ ФСТ России от 09.12.2014 № 297-э/3 и утверждены скорректированные тарифы на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2016–2019 годы.

В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего изменение порядка определения ставки тарифа на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, с 1 июля 2015 года ставка на оплату нормативных технологических потерь определяется по формуле и рассчитывается коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии и мощности (ОАО «АТС»), что позволяет снизить риски возникновения выпадающих доходов

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии с учетом корректировки, руб./МВт‧мес., и темпы прироста к предыдущему году, %

Дифференцированные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для республик Северного Кавказа и Ставропольского края с учетом корректировки, руб./Мвт‧мес., и темпы прироста к предыдущему году, %

ПАО «ФСК ЕЭС», связанных с превышением фактических цен покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке относительно соответствующих цен, учтенных регулятором при установлении ставок на оплату нормативных технологических потерь в ЕНЭС.

Тарифы на услуги по технологическому присоединению к ЕНЭС

Для присоединения к объектам ЕНЭС законодательством определен порядок установления размера платы за технологическое присоединение двумя способами:

  • утверждение ФСТ России индивидуальной платы для конкретного заявителя в случае необходимости выполнения мероприятий капитального характера, включаемых в плату за технологическое присоединение в соответствии с действующим законодательством;
  • утверждение ФСТ России платы в виде формулы с применением стандартизированной тарифной ставки С1, которая применятся ПАО «ФСК ЕЭС» самостоятельно для расчета платы в случае отсутствия необходимости выполнения мероприятий капитального характера для технологического присоединения заявителя.

Регулирование тарифов, осуществляемое методом доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров, подразумевает обязанность Компании исполнять показатели надежности и качества оказываемых ею услуг.

На 2015 год для ПАО «ФСК ЕЭС» приказом ФСТ России размер стандартизированной тарифной ставки С1 утвержден на уровне 28,61 руб./кВт (без НДС).

На 2016 год приказом ФАС России стандартизированная тарифная ставка С1 утверждена в размере 25,16 руб./кВт (без НДС) с разбивкой по мероприятиям, снижение ставки обусловлено снижением численности персонала по виду деятельности «технологическое присоединение».

Для ПАО «ФСК ЕЭС» законодательно не предусмотрена дифференциация стандартизированной тарифной ставки С1 за 1 кВт присоединяемой мощности по уровню напряжения, по территориям субъектов Российской Федерации, категорийности энергоснабжения заявителей, диапазонам присоединяемой мощности (за исключением потребителей, присоединяющих до 150 кВт). В случае технологического присоединения заявителей с максимальной мощностью до 150 кВт в стандартизированную тарифную ставку С1 не включаются расходы на участие в осмотре должностного лица Ростехнадзора. Ставка С1 установлена на 2016 год в размере 24,64 руб. за 1 кВт.

Стандартизированная тарифная ставка С1 установлена на едином уровне для потребителей всех субъектов Российской Федерации.

С 2013 года в плату за технологическое присоединение объектов генерации к единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее — плата) дополнительно к расходам на новое строительство электросетевых объектов «последней мили» включаются инвестиционные расходы на развитие существующей сетевой инфраструктуры для обеспечения выдачи генерирующей мощности (вне зависимости от типа генерации — ГЭС, АЭС, ТЭС).

Анализ изменений средней ставки за единицу мощности, руб./кВт

Наименование 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Стандартизированная тарифная ставка С1 Ставка не утверждалась Ставка не утверждалась 27,56 27,56 28,61 25,16
Рост/снижение, % - - - 0,0% + 3,8% -12,05%

Динамика утверждения суммарного размера платы за технологическое присоединение за 2010–2015 гг., млрд руб.

В 2015 году плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту была установлена для 11 потребителей на общую сумму 22,3 млрд руб. (без НДС).

К числу заявителей с наибольшей суммой платы относятся следующие:

7,6 млрд руб. ОАО «Концерн Росэнергоатом» — Ростовская АЭС, блок № 3

7,3 млрд руб. ОАО «Концерн Росэнергоатом» — Белоярская АЭС-2

4,6 млрд руб. ОАО «ДРСК»

1,1 млрд руб. ОАО «Фортум» — Челябинская ГРЭС

Мой отчет

Страница добавлена