FSK Logo
Отчет о социальной ответственности и корпоративной устойчивости 2015
EN

Импортозамещение

Программа импортозамещения ПАО «ФСК ЕЭС» на период 2015–2019 гг.

Не более 5%
целевой ориентир — снижение доли импортного электротехнического оборудования в объеме закупаемого оборудования к 2030 году

В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года одной из основных характеристик обеспечения энергетической безопасности государства является устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Ключевым фактором, обеспечивающим устойчивость отрасли к внешним экономическим угрозам, является способность экономики страны самостоятельно снабжать энергетические компании основными фондами, необходимыми для их нормального функционирования. В связи с этим увеличивающаяся на протяжении последних десятилетий зависимость отечественных энергетических предприятий от импортной продукции оказывает негативное влияние на энергетическую безопасность Российской Федерации. G4-DMA

Максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования включено в число важнейших принципов и механизмов государственной энергетической политики для обеспечения энергетической безопасности.

ПАО «ФСК ЕЭС» как один из крупнейших потребителей в России электротехнического оборудования высокого и сверхвысокого напряжения успешно проводит политику, направленную на переориентацию закупок оборудования у отечественных производителей.

 

Цель реализации Программы

Построение эффективного и результативного сотрудничества с производителями электротехнического оборудования для реализации задач политики инновационного развития, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, положения о единой Технической политике, в том числе: •
  • Повышение энергетической безопасности государства за счет содействия созданию и развитию отечественных производств электротехнического оборудования, отвечающего современным стандартам и требованиям к качеству и надёжности;
  • Стимулирование развития комплексной отраслевой инновационной инфраструктуры, содействие инновационному развитию и модернизации предприятий отечественной электротехнической промышленности;
  • Формирование на территории Российской Федерации конкурентного рынка электротехнического оборудования;
  • Снижение стоимости закупаемого электротехнического оборудования за счет импортозамещения и повышения уровня локализации его производства;
  • Повышение информационной открытости закупочной деятельности ФСК.

Основные принципы политики импортозамещения G4-EC6

Экономическая целесообразность

Cнижение издержек на реализацию инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» за счет снижения цен на электротехническое оборудование с развитием конкуренции на рынках и с расширением доступности современных технологий его производства для отечественных предприятий.

Социальная целесообразность

заключается:
  • В повышении энергетической безопасности страны в части обеспечения устойчивого снабжения электроэнергетических компаний основными средствами в условиях внешних политических, экономических и финансовых рисков;
  • В обеспечении сохранения в стране прибавочной стоимости, формируемой при производстве электротехнического оборудования;
  • В предоставлении рабочих мест российским гражданам;
  • В стимулировании инновационного развития экономики Российской Федерации.

Критерии оценки эффективности программы импортозамещения на период 2015–2019 гг.

  • Увеличение доли отечественного электротехнического оборудования в закупках Компании
  • Повышение уровня локализации производства электротехнического оборудования на территории Российской Федерации
  • Прирост числа внедренных в производство инновационных продуктов и технологий, разработка которых велась в рамках совместных проектов ПАО «ФСК ЕЭС» и отечественных производителей

Динамика доли закупок отечественного основного электротехнического оборудования, %

В качестве приоритетных направлений импортозамещения в программу импортозамещения ПАО «ФСК ЕЭС» было включено 9 групп основного электротехнического оборудования, закупки которого характеризовались значительной степенью импортозависимости:

  • трансформаторы, автотрансформаторы 110–750 кВ;
  • шунтирующие реакторы 110–750 кВ;
  • управляемые шунтирующие реакторы 110–500 кВ;
  • выключатели 110–750 кВ;
  • разъединители 110–750 кВ;
  • трансформаторы тока 110–500 кВ;
  • трансформаторы напряжения 110–500 кВ;
  • КРУЭ 110–500 кВ;
  • силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена 110–330 кВ.

Доля закупок отечественного оборудования по данным группам продукции в 2015 году — 75% (в 2014 году — 45,5%). G4-EC9

Риски реализации программы импортозамещения

Компания учитывает, что при реализации программы импортозамещения могут возникнуть следующие риски:

  • недостаточно четкое определение понятия «отечественный производитель» в законодательстве;
  • отсутствие нормативной базы для предоставления преференций отечественным производителям;
  • низкая конкурентоспособность отечественной продукции, обусловленная снижением производственно-технологического потенциала предприятий.

Результаты реализации программы импортозамещения в 2015 году

В рамках реализации программы импортозамещения ПАО «ФСК ЕЭС» в 2015 году были проведены следующие мероприятия:

  • подготовлены рекомендации по внесению изменений в Положение о закупках и типовую закупочную документацию Компании с целью учета уровня локализации производства в составе критериев оценки конкурсных заявок поставщиков электротехнического оборудования для нужд ПАО «ФСК ЕЭС»;
  • ПАО «ФСК ЕЭС» реализуется ряд долгосрочных договоров с ведущими производителями электротехнического оборудования, предусматривающих локализацию его производства на территории РФ;
  • с целью поддержки мероприятий по повышению уровня локализации производства электротехнического оборудования на территории РФ ПАО «ФСК ЕЭС» ведется работа по стимулированию формирования кооперационных связей производителей электротехнической продукции с отечественными производителями узлов, материалов и комплектующих, способными обеспечить их качество, соответствующее мировым стандартам;
  • содействие развитию совместных проектов российских и зарубежных компаний;
  • содействие выводу отечественной электротехнической продукции на рынки зарубежных стран. ПАО «ФСК ЕЭС» взаимодействует с электросетевыми компаниями Китая, Индии, Вьетнама, Бельгии в части обмена опытом эксплуатации электротехнической продукции, способствуя более широкому их информированию о продукции российских производителей;
  • содействие предприятиям, подавшим заявки в Фонд развития промышленности на получение целевого льготного займа на развитие производства;
  • участие в заседаниях рабочих групп при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам импортозамещения, а также экспертной секции «Импортозамещение в ТЭК» при Комитете по энергетике Государственной Думы.

Планы на 2016 год и среднесрочную перспективу

Перспективными направлениями реализации программы импортозамещения являются:

  • продолжение работы с ведущими зарубежными производителями электротехнического оборудования по локализации производства оборудования на территории РФ с соответствующим трансфером технологий;
  • содействие формированию кооперационных связей российских предприятий, в том числе их встраивание в международные производственные цепочки в качестве поставщиков узлов и комплектующих;
  • информационная поддержка отечественных производителей и содействие выводу их продукции на зарубежные рынки;
  • поддержка проведения отечественными производителями НИОКР, инжиниринга, создания производственной инфраструктуры и иных необходимых мероприятий с целью совершенствования существующих и создания новых видов оборудования, технологий и материалов;
  • содействие получению государственной поддержки производителями, реализующими проекты по импортозамещению.

Планируется также продолжить взаимодействие с органами власти, экспертными организациями и всеми заинтересованными сторонами в области дальнейшего совершенствования методологической и нормативно-правовой базы с целью ликвидации административных барьеров для реализации мероприятий по импортозамещению.

Мой отчет

Страница добавлена